МОУ ДОД "ПРИКУБАНСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

ДЕтство ТВОрчество РАдость

Главная Структура Программы План работы Конкурсы Фотогалерея Контакты Аттестация

Добавить в избранное Сделать стартовой страницей

Извините за неудобства, но сайт переехал на новый адрес по адресу: PRIKCDT.RU Вы находитесь на старой версии

Органы власти РФ

Официальный сайт Карачаево-Черкесской республики

Документация педагога дополнительного образования

Составление календарного плана

Примерные требования к программам дополнительного образования детей

Информационное письмо о IV >Международном конгрессе 23-26 апреля 2009 года в г.Пятигорске

Информационное письмо "Психологическая поддержка детства и молодежи" г.Пятигорск 25 февраля 2010 года.

Информационное письмо о научно-практической конференции и выставке-конкурсе "Победа, дарованная Богом".

Разработки педагогов Центра детского творчества

Версия для печати

Киселева Светлана Васильевна

педагог учебной группы «Кройка и шитье» Прикубанского районного Центра детского творчества п. Кавказский, Прикубанский р-н, КЧР

 

Методическая разработка

Тема: Лоскутная мозаика

Цель: Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.

Развить художественно-творческие способности учащихся.

Задачи - создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся, развивать эстетический вкус, способствовать духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на основе изучения народных ремесел, научить выполнять изделия в лоскутной технике и учить находить практическое применение полученным навыкам.

На протяжении всей истории человечества декоративно-прикладное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд.

Увлекательное рукоделие - шитье из лоскутов, появилось на Руси в незапамятные времена. Однако особую популярность лоскутное шитье приобрело во второй половине ХIХ века. Во многих отечественных городах в это время наладилось производство замечательных тканей: узорных ситцев, ярких сатинов, бязей и других тканей весьма доступных рядовым покупателям. Купцы привозили и продавали ткани даже в самые отдаленные северные уголки. Крестьяне все чаще отправлялись в город за покупкой отреза для желанной обновы. Возвращаясь домой хозяйки долго рассматривали, приглядывались, примерялись, чтобы экономично раскроить купленную ткань, а оставшиеся лоскутки тоже использовать по назначению. Так почти в каждом доме появились веселые разноцветные одеяла, задорные наволочки для подушек, яркие половики и множество других предметов обихода, не только полезных и красивых , создающих хорошее настроение и уют в доме. Согласно своему вкусу, фантазии и настроению создавали рукодельницы лоскутные узоры, подобно древним мастерам мозаики. Каждому лоскутику, специально хранимому для этого занятия, находили свое место в узоре, любовно подчеркивая его красоту и своеобразие.

Словно калейдоскоп можно было рассматривать готовое изделие. Квадраты, треугольники то собирались в строгие геометрические орнаменты, то разбегались по полю в красочном многоголосии. Особой живописностью славились «ляпачихи» - покрывала с густым, мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу.

Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства. В наше время изделия народных мастериц по праву хранятся в коллекциях музеев, а лоскутная мозаика продолжает жить и привлекать все большое количество любителей этого вида рукоделия. Не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники создают в этой технике панно, одеяла и другие предметы интерьера создающие уют в доме и хорошее настроение. Очень широко применяется лоскутная мозаика при изготовлении одежды. Но не только из-за экономических соображений -она придает одежде декоративность, украшает ее.

На своих занятиях в учебной группе «Рукоделия» я стараюсь создать обучающимся широкие возможности для развития творческих способностей, раскрыть все прекрасное, что заложено природой в маленьком человеке. Занимаясь в учебной группе, даже самые нерадивые ученики получают возможность раскрыть свои творческие способности и проявить себя с лучшей стороны, изменить мнение о них педагогов, одноклассников и родителей, что совсем немаловажно. Получив возможность самореализации ребенок начинает осознавать свою значимость и свое место в жизни. Ему уже нет необходимости искать себе занятие на улице, доказывать свою состоятельность. На занятиях помогаю детям обрести себя в интересном деле, в творческом общении со сверстниками. При изучении старинного рукоделия - лоскутной технике, которая сейчас переживает свое второе рождение – я вижу неограниченные возможности для развития эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, коллективизма и других качеств личности.

В учебной группе первого года обучения использую игры-головоломки «Лоскутная техника из геометрических фигур». Дети с удовольствием собирают новые рисунки из картонных треугольников, прямоугольников и квадратов разных цветов, учитывая сочетания цветов между собой. Закрепляют знания школьных предметов по математике, знакомятся с черчением, рисованием, проявляют художественную смекалку и фантазию. Большие квадраты делят на разные геометрические фигуры, тем самым составляют новые геометрические рисунки лоскутной мозаики. В процессе работы интерес у учащихся становится творческим, возникает потребность сделать свое, причем интерес уже не угасает. При изготовлении изделий в лоскутной технике обучающиеся изучают свойства различных тканей, цветовые сочетания. Знакомятся с изделиями местных умельцев, которые изготавливают из кусочков меха покрывала, накидки. Элементы лоскутной мозаики местные умельцы используют также при пошиве изделий из кожи и меха – детских дубленок, жилетов, головных уборов. В процессе обучения предлагаю обучающимся задания как для индивидуального так и коллективного.

Учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Создать условия для ее выполнения – важнейшая задача педагога. Показывая выполнение рабочих приемов изготовления изделий в лоскутной технике обучающиеся развивают свою умственную деятельность: запоминают, анализируют, сравнивают и выполняют последовательно весь процесс изготовления блока или всего изделия лоскутной технике. Порой научить шить, вышивать или вязать ребенка очень трудно, поэтому я стараюсь систематически и терпеливо приучать обучающихся детей координировать свои движения, работая двумя руками: организовать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня что переучивать сложнее, учу сразу правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно – гигиенические требования. Самостоятельная деятельность под наблюдением педагога совершенствует навыки самоконтроля. При правильном и качественном выполнении работ необходимо похвалить ребенка. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.

В своей работе при изготовлении изделий в лоскутной технике использую метод «пауз» - методический прием способствующий активации творческой работы. Разработан методистом Московского института усовершенствования учителей Л. П. Соболевым вводившим в воспитательный процесс «декоративные паузы», то есть через занятия рисунком и изготовлением изделий. Это способствует росту успехов в основном в виде занятий: изготовлении изделий. Эти паузы способствуют развитию более острого видения, наблюдательности, а тем самым способствуют развитию художественного вкуса при поиске и составлении утраченных и новых рисунков лоскутной мозаики.

Весь процесс работы направлена воспитание художественной культуры, развитие интереса к художественному творчеству и его традициям. На занятиях дети учатся создавать красоту своими руками, что способствует духовно-нравственному воспитанию и обучению детей и молодежи. На занятиях проводятся беседы на разные познавательные и воспитательные темы, которые способствуют воспитанию патриотизма, любви к Родине и родному краю. Особое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям. Проводятся регулярно беседы о здоровом образе жизни, о сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Систематически проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами, работе на швейной машине и выполнении влажно-тепловых работ при работе с утюгом. Итогом работы являются выставки детских работ. Ежегодно девочки принимают участие в районном празднике «День труда», в юбилейных выставках района и республики. Это способствует развитию патриотических чувств и качеств. Способствует сплочению детского коллектива в дружной многонациональной семье народов нашей республики.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики

Институт повышения квалификации работников образования

Методический кабинет управления образования администрации Прикубанского муниципального района.

МОУ "СОШ п.Нижний Архыз"

МОУ "СОШ п. Кавказский"

МОУ "СОШ с. Дружба"

09biz.RU - информационный портал КЧР

ПРИКУБАНСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА 2009 год
Hosted by uCoz